Юлиан Попов из European Climate Foundation оказался в центре всеобщего внимания, выступая на конференции, посвященной «будущему юго-восточной Европы без проекта «Южный поток» в Амстердаме. Попов отметил разнице между политическими драйверами, актуальными экономическими прогнозами и «реальностью», когда речь идет о реализации подобных проектов. “Южный поток,” – вспоминает он, “был очень политически мотивированным проектом, поэтому он был очень нереалистичным». “В этом смысле его замена – тоже крайне нереалистичный проект, который не связан с прогнозами спроса на газ,” – полагает он.
Кроме того, он объяснил, что такие страны, как Болгария, могут быть на 100% зависимы от российского газа, однако на газ приходится лишь 10-12% первичного спроса страны. А такие страны, как Македония и Албания, фактически не потребляют газ. Если подобные проекты будут построены, спрашивает Попов, могут ли они что-то изменить? И сам же отвечает на свой вопрос: “Можно поставить 100 млрд кубометров в Болгарию, однако она будет использовать не более 3 млрд куб.м., и нет никаких оснований ожидать роста спроса.” Он связал это с либерализацией рынка, которая снижает спрос, а также с энергоэффективностью, которая стала одним из приоритетов в странах Юго-восточной Европы. По его мнению, если не случится значительный промышленный бум и если газ не заменит уголь, спрос на газ в регионе останется на текущем уровне или даже немного снизится. Что касается Хорватии, то Владимир Дурович, директор по стратегическому развитию в компании Plinacro, отметил, что в результате событий, связанных с отменой «Южного потока», «Газпром» пересмотрел свое видение роли Хорватии в этом проекте: из «конечного потребителя» она превратилась в «газотранспортный узел» в рамках нового проекта – «Турецкий поток», согласно плану которого газ будет поставляться только к границам Европейского союза. Проекты «Южный поток» и «Турецкий поток» “Мы пришли к пониманию того, что «Южный поток» был отменен,” – заявил он, — “но вместо него был предложен новый проект – «Турецкий поток». И теперь газ будет поставляться в Турцию, а что дальше?”
“Что касается стран в регионе, то с точки зрения экономики и политики, в настоящий момент они не могут развивать новую газотранспортную систему – это слишком сложно,” – пояснил Дурович, добавив, что «Газпром», напротив, имеет возможность построить «Турецкий поток» до Турции, для которой положение «газотранспортного узла» для других рынков воспринимается совсем иначе. Что касается вопроса о том, насколько необходимы странам Юго-восточной и центральной Европы такие проекты, то, по мнению Яноса Фейера, главы оператора ГТС Венгрии FGSZ, ответ не ясен. Вспоминая времена, когда эти страны находились под влиянием Советского союза, он заявил, что в то время они были полностью зависимы от российского газа, и отношения были односторонними. Вот как Фейер охарактеризовал ситуацию в этих странах сегодня: “Пока неясно, будет ли Украина отключена от газа и будет ли построен новый проект в Турцию. Мы должны отнестись к этому серьезно, нравится нам это или нет.” Он также отметил, что Венгрия стала первой страной, которая построила трансграничный газопровод из Австрии после отключений в 2009 году. Тем не менее, Венгрия зависит от российского газа. “Мы должны жить с этим, независимо от того, согласны мы с этим или нет,” — заявил он. Венгрия, по его словам, имеет трансграничные газопроводы с шестью из семи соседних стран.
Он также упомянул проект под названием «Тесла», в котором будут принимать участие такие страны, как Венгрия, Македония, Сербия и Греция, а также трансевропейский газопровод Eastring компании Eustream. “Благодаря этим проектам, мы решим этот вопрос,” — заявил он. “Страны в этом регионе знают, что мега-проекты зависят от того, получат ли они поддержку от ЕС или нет, поэтому мы считаем, что небольшие шаги и сотрудничество между странами – это перспективное решение,” – отметил Фейер.
Предраг Груйичич из Секретариата Энергетического сообщества вспомнил, что Энергетическое сообщество выражало свою обеспокоенность в отношении проектов, подобных «Южному потоку». “Мы не говорим о том, что этим странам нужно искать другие маршруты поставки и других поставщиков, которые обеспечат большую безопасность поставок. Но эти небольшие трансграничные газопроводы помогут им,” – заявил он.
|