Республика Грузия оповещает мир, что ведет кампанию против коррупции, пишет The Business Week. "Так почему же Рони Фукс - бизнесмен, которому Грузия должна 100 млн долларов, - сидит в тюрьме в Тбилиси?" - вопрошает журналист Пол М. Барретт.
"В октябре прошлого года торговец нефтью и потенциальный магнат трубопроводов Рони Фукс получил необычное предложение от Ники Гилаури, премьер-министра Грузии. Гилаури пригласил Фукса в Батуми, черноморский курорт, "для того, чтобы завершить урегулирование" коммерческого спора о 100 млн долларов - деньгах, которые Фукс требовал от грузинского правительства в течение почти 15 лет", - пишет газета.
Фукс решил поехать. "Этот израильский бизнесмен имеет инвестиции в Турции и выполняет обязанности почетного консула Турции - эта должность предполагает содействие экономическому развитию и дипломатические усилия в кулуарах. Фукс 15 лет занимался в Нью-Йорке торговлей энергоносителями, в числе его друзей - президент Израиля Перес. Исходя из своего многолетнего опыта на туманных перекрестках коммерции с политикой, Фукс истолковал письмо Гилаури как сигнал, что Грузия наконец-то готова урегулировать спор, который тянется сквозь хаотическую историю этой страны с 1991 года - времен отпадения от Москвы", - говорится в статье.
Фукс полагал, что его позиции сильны: "в марте 2010 года арбитраж в Лондоне постановил, что правительство в Тбилиси задолжало Фуксу и его партнеру по инвестициям, гражданину Греции, 98 млн долларов плюс проценты за нефтяной проект, который Грузия экспроприировала в середине 1990-х. Грузия, что неудивительно, не очень-то хотела платить и попыталась обжаловать это решение, имеющее юридическую силу. В сентябре 2010 года Фукс встретился с представителями Грузии в номере роскошного отеля в Стамбуле, чтобы обсудить урегулирование конфликта. После без малого четырех часов шумных заявлений и обильного потребления коньяка они заключили словесную договоренность: вместо того, чтобы продолжать тяжбу, Грузия выплатит уменьшенную сумму - 72 млн долларов - но на одном ключевом условии. Фукс согласился вернуть грузинским официальным лицам 7 млн долларов из этих 72 млн долларов в качестве "платежа под столом", - пишет издание.
Теперь, полагал Фукс, ему остается "поехать в Батуми, пожать руки перед объективами грузинских телевизионщиков и подписать несколько бумаг, чтобы скрепить все официально".
"Но все оказалось не так просто. Когда Фукс и его израильский коллега Зеев Френкель 14 октября приехали в Батуми, для них устроили изысканный пир, организованный министерством финансов Грузии. Прямо перед началом церемонии подписания некий заместитель министра попросил Фукса переговорить с ним наедине наверху, в ресторане, якобы с целью прояснить детали заявления для прессы. Пока другие чиновники отвлекали юристов Фукса в банкетном зале внизу, Фуксу и Френкелю объявили, что они арестованы. Письмо Гилаури было приманкой - элементом грузинской операции по "ловле на живца", длившейся три месяца. Встреча в Стамбуле, сопровождавшаяся возлияниями, была заснята на видеокамеру, спрятанную в самом безобидном месте - висячем кашпо с комнатным растением", - повествует издание.
После российско-грузинской войны Тбилиси удвоил старания по привлечению зарубежных бизнесменов, отмечает издание. По мнению автора, это нелегко: по размерам ВВП на душу населения (4400 долларов) Грузия занимает 149-е место в мире, в 2009 году ее ВВП сократился на 7%.
"У Тбилиси цветистая традиция кумовства и взяточничества", - утверждает издание. В минувшем году Грузия не поскупилась на рекламу своих попыток реформ на CNN и BBC. В рекламных объявлениях в The Wall Street Journal сказано, что Грузия "занимает первое место в мире по борьбе с коррупцией". Со своей стороны, организация Transparency International в своем докладе от мая 2010 года "обвинила правительство Тбилиси в применении "налогового терроризма" - использовании финансовой полиции для запугивания бизнеса и даже заключения сотрудников в тюрьму с целью получения дополнительных доходов и штрафов", - говорится в статье. "Правительство слишком спешит прибегать к тюремному заключению за то, что на Западе было бы воспринято как мелкие нарушения гражданского и налогового законодательства", - сказал в интервью Дэвид Ли, президент Американской торговой палаты в Грузии и гендиректор крупнейшего грузинского оператора связи - американской частной компании Magticom.
Сейчас в Тбилиси идет суд над Фуксом и Френкелем. Оба содержатся под стражей. "Их судят за подкуп. Если они будут признаны виновными, их ожидает до 8 лет тюрьмы", - сообщает газета.
"У Фукса есть один способ немедленно выйти на свободу - отвергнуть решение арбитражного суда. По словам его адвокатов, в октябре некий сотрудник министерства юстиции в Грузии сказал в неформальной обстановке послу Израиля в Грузии, что ради освобождения Фуксу достаточно отказаться от претензий на 100 млн долларов. Фукс отказался. "Здесь нас держат в заложниках, и грузинское правительство хочет получить 100 млн долларов выкупа. Мы его платить не будем", - сказал он в январе некому журналисту, который присутствовал в суде в Тбилиси. Фуксу запрещено общаться с журналистами, он передал это сообщение через своего ведущего местного адвоката, Арчила Кбилашвили. Информированный дипломат в Тбилиси подтвердил, что Грузия предлагала освободить Фукса взамен на аннулирование компенсации", - пишет издание, поясняя, что дипломат пожелал остаться анонимным.
"Эта история иллюстрирует непредсказуемые опасности коммерции в Грузии и других частях бывшей советской империи. Фукс утверждает, что его изловило в ловушку правительство, твердо намеренное избежать дорогостоящей тяжбы", - говорится в статье.
Со своей стороны, первый заместитель генпрокурора Грузии Давит Сакварелидзе сказал: "Неправда, что представитель правительства просил отказаться от компенсации". По его словам, генпрокуратура перечислила "условия урегулирования вопроса: признание вины, сотрудничество со следствием и возмещение ущерба, нанесенного государству" ("Последнее - намек на денежный штраф, который предположительно будет покрыт за счет отказа от претензий в арбитраже", - полагает издание). "Он изображает процесс над Фуксом как часть широкой инициативы по очищению резко критикуемой страны и повышению ее привлекательности для иностранных инвесторов", - отмечает издание.
В 1991 году Фукса познакомили с представителями правительства Грузии, которая "искала иностранных инвесторов для ремонта и расширения ветхой инфраструктуры советских времен, дабы перевозить газ и нефть с месторождений Азербайджана в западном направлении - в порты Черного моря", - пишет газета. Фукс вызвался этим заняться, было создано "совместное предприятие грузинской государственной нефтяной компании Sak- Navtobi и корпорации Tramex International, которой Фукс владел вместе с греческим бизнесменом Иоаннисом Кардассопулосом", - утверждает автор.
Смещение первого президента Грузии помешало запуску предприятия, но Фукс не опустил руки. "В 1993 году грузинские власти ратифицировали эксклюзивную концессию сроком на 30 лет, согласно которой совместное предприятие должно было управлять нефтегазотранспортной системой страны: трубопроводами, хранилищами и железнодорожными станциями. Начались реконструкция и ремонт", - пишет издание. Затем, согласно документам лондонского арбитража, работы постепенно застопорились из-за неопределенности и беспорядков.
В 1995 году президентом Грузии стал Эдуард Шеварднадзе. "Вскоре он начал переговоры с консорциумом крупных западных энергетических компаний, которые жаждали вести бизнес в Прикаспийском регионе", - пишет издание. "Чтобы расчистить дорогу для сделок с транснациональным консорциумом, правительство Шеварднадзе в феврале 1996 года издало постановление об аннулировании всех прав в области энергетики, ранее предоставленных кому бы то ни было", - говорится в статье. Фукс и его греческий партнер потребовали денежную компенсацию за упущенную возможность.
В течение долгих лет Фукс "встречался с представителями Грузии и пытался договориться об урегулировании конфликта. Переговоры оказались безрезультатными", - пишет издание.
В 2005 году инвесторы обратились с иском в арбитраж ICSID (Лондон). В марте прошлого года арбитраж присудил истцам компенсацию, а Грузия попыталась обжаловать это решение.
Тем временем "правительство Тбилиси наладило прямой канал связи с Фуксом. В августе министерство финансов поручило 30-летнему чиновнику Автандилу Хараидзе вступить в контакт", утверждает издание. В показаниях от 2 сентября 2010 года Хараидзе утверждал, что познакомился с Зеевом Френкелем и тот ему сказал, что "Рони готов заплатить мне 5000000 долларов США в качестве взятки при условии, что это дело завершится с благоприятными для него результатами". "Я для вида согласился с Зеевом Френкелем и сказал ему, что, если он поможет мне получить эту взятку, я дам ему 500 000 долларов США как посреднику", - добавил Хараидзе. Со своей стороны адвокат Фукса и Френкеля, Кбилашвили, говорит, что Фукс никогда не давал Френкелю полномочий на предложение взятки. "По словам Кбилашвили, Френкель уверяет, что это Хараидзе предложил идею взятки, а затем и 10-процентных комиссионных с взятки", - говорится в статье.
В данный момент судебный процесс в Тбилиси над Фуксом и Френкелем продолжается, вердикт судьи ожидается в конце марта или в апреле, отмечает издание.
Экс-глава президентской администрации при Шеварднадзе Петер Мамрадзе не считает, что Фукс и его партнер заслуживают столь крупной компенсации, но признает, что текущий судебный процесс повредит репутации Грузии. "Теперь, когда грузинское правительство допустило, чтобы операция переросла в полномасштабный судебный процесс, трудно будет пойти на компромисс, не признавая, что система криминальной юстиции страны была использована как орудие в споре, фактически являющемся коммерческими разногласиями", - заключает издание.
|