В субботу «Газпром» и итальянская Eni договорились о прокладке по дну Черного моря нового газопровода «Южный поток», пропускной мощностью около 30 млрд. кубометров газа в год. Строительство этого и других газопроводов не только снизит транзитную зависимость России от Украины и Белоруссии, но и даст Москве новые рычаги давления на Киев и Минск. Поток мимо Киева обведет После подписания меморандума о взаимопонимании по реализации проекта зампред правления ОАО «Газпром» Александр Медведев и глава концерна Eni Паоло Скарони сообщили, что морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Береговая» под Новороссийском до болгарского берега. При этом для наземного участка рассматриваются два маршрута, проходящих по территории стран – членов Евросоюза. Общая протяженность черноморского участка составит около 900 км, при этом местами труба будет пролегать на глубине более 2 тыс. м. Оценивая значение строительства нового трубопровода, стороны не скупились на реверансы, отмечая важность диверсификации поставок газа в Европу. Сообщение о проекте вряд ли вызвало радость на Украине и в Белоруссии, странах, через которые сейчас идет основной поток российского газа в Европу. Новая труба пройдет мимо них, что не только лишит Киев и Минск новых отчислений в оплату за транзит, но и позволит России жестче диктовать свои ценовые условия. В частности, под угрозой переключения части ныне проходящего через эти страны транзитного потока на новые газопроводы. Теоретически также возможны более длительные, чем практикуется сейчас, в разгар двусторонних кризисов, отключения Украины и Белоруссии от транзитных поставок газа. Отметим, что проектная пропускная мощность ведущих в Европу строящихся и запланированных газопроводов с учетом «Южного потока» превысила 100 млрд. кубометров в год, в то время как в 2006 году Россия поставила в Европу примерно 150 млрд. кубометров газа. В частности, проектная мощность идущего из России в Турцию по дну Черного моря газопровода «Голубой поток» после прокладки второй ветки составит 16 млрд. кубометров в год, а строящегося Северо-Европейского газопровода (Nord Stream) – 55 млрд. кубометров в год. При этом экспорт российского газа в Европу будет расти намного медленнее. По заявлениям функционеров «Газпрома», к 2015 году он должен увеличиться всего на 20% – до 180 млрд. кубометров в год. Киеву и Минску следует также учесть, что «Газпром» ставит для себя одной из приоритетных задач строительство подземных хранилищ газа (ПХГ) в Европе, которые также создают возможность более длительных пауз в транзите газа через Украину и Белоруссию. О том, чем грозит такая диверсификация путей поставок российского газа в Европу, может свидетельствовать опыт Литвы, которая год назад предпочла продать контрольный пакет акций своего крупнейшего нефтеперерабатывающего предприятия Mazeikiu Nafta не одной из претендовавших на него российских компаний, а польской PKN Orlen. В результате с июля прошлого года ведущая на Мажейкяйский НПЗ ветка нефтепровода «Дружба», по которой предприятие снабжалось российской нефтью, по требованию Росприроднадзора была закрыта на ремонт, причем не исключено, что безвременный, так как природоохранное ведомство настаивает на том, что этот участок нефтепровода не подлежит восстановлению. Впрочем, столь жесткий вариант в отношении Украины и Белоруссии маловероятен, так как даже с вводом новых маршрутов без использования проходящих по территории этих стран газопроводов российский экспорт газа в Европу в заявленных объемах будет невозможен. «Отключение поставок теоретически возможно, но лишь на очень короткий срок, скажем, на неделю», – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. В то же время он отмечает, что строительство обходных маршрутов позволит «Газпрому» более жестко отстаивать свою позицию по недопущению роста цен на транзит, поскольку появляется возможность в любой момент переориентировать объемы поставок. В свою очередь, аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров вообще сомневается в самой возможности отключений строптивых транзитеров. «Прекратить поставки через Украину невозможно даже временно, – уверен эксперт. – Во-первых, это опять-таки негативно скажется на международном имидже «Газпрома», а во-вторых, Россия и Украина связаны «мертвой любовью»: ни мы, ни они отказаться от транзита не смогут». В результате Киеву и Минску всего лишь придется поделиться своей уникальной монополией на транзит российских энергоресурсов в Западную и Южную Европу с Софией. Напомним, что через Болгарию пройдет не только крупный газопровод «Южный поток», но и нефтепровод Бургас–Александруполис, по которому транзитом в Европу будет транспортироваться часть ныне отправляемой через турецкие проливы – Босфор и Дарданеллы – российской и казахстанской нефти. Торжество дезинтеграции Прокладка новых нефте- и газопроводов в обход соседей по СНГ свидетельствует о том, что еще долго на постсоветском пространстве будут господствовать дезинтеграционные процессы. Бывшие советские республики по-прежнему боятся экономической зависимости друг от друга и постоянно стремятся ее уменьшить. Впрочем, резон в этом есть. Москве не нравится ценовой диктат Украины и Белоруссии при поставках и транзите нефти, а также несанкционированный отбор газа в тех случаях, когда переговоры о ценах заходят в тупик. Киев и Минск, в свою очередь, не хотят увеличения присутствия российского капитала в своих стратегических отраслях, подозревая Россию в том, что экономическая экспансия создает рычаги для политического давления. Так, например, Киев, независимо от того, какая группировка находится там у власти, не хочет, чтобы российский капитал доминировал в ключевой для страны металлургической отрасли. При этом чиновники в Киеве сожалеют, что в свое время отдали под российский контроль украинские НПЗ. В результате в 2005 году, через несколько месяцев после прихода к власти на Украине вопреки противодействию Кремля оранжевых, сразу несколько ключевых украинских НПЗ остановились «на плановый ремонт». Разразившийся бензиновый кризис удалось погасить лишь с помощью массированного импорта. И хотя тогда нефтепереработчики обвинили в кризисе непродуманную ценовую политику оранжевого правительства, заморозившего цены на бензин, для упреков в адрес Москвы в попытках свергнуть тогдашнее правительство Украины появились дополнительные аргументы. Можно представить, что бы произошло, если бы «на плановый ремонт» одновременно поставили ключевые металлургические предприятия, один из основных источников промышленного роста и экспорта страны. Более свежие примеры – это до сих пор действующее российское эмбарго на поставки вина и виноматериалов из Грузии и Молдавии и минеральной воды из Грузии. Несмотря на утверждения Роспотребнадзора, что указанная продукция не соответствует санитарным и качественным стандартам, многие наблюдатели видят в этих экономических запретах политическую подоплеку. Свои претензии могут быть и у энергопоставщиков из стран Центральной Азии, регулярно выражающих недовольство низкими закупочными ценами на их газ со стороны России и потихоньку диверсифицирующих маршруты своих транзитных поставок.
|